Книгу Виктории Ледерман «Уроков не будет!» читать нужно только по формуле родители+дети=обсуждение. В другом виде она будет понята и прочувствована иначе.
В «Уроков не будет!» четыре истории, и от каждой из них остаётся совершенно разное впечатление. Словно рассматриваешь совершенно непохожие бусинки на одной нитке – формой, цветом, размером они различаются, можно любоваться ими очень долго, находя новые черточки, недоумевая, как они оказались связаны вместе, но поняв потом, что они составляют одно целое.
«Уроков не будет!» – это своеобразный дневник начальной школы – по рассказу на класс. Четыре истории – четыре класса, четыре характера. Герои не пересекаются, друг с другом не знакомы и совершенно самостоятельны. Но все они объединены одним – в их жизни существуют не только те уроки, которые предоставляет им школа, но и те, которые так просто не получить.
В первом рассказе «Маргарита и дядька Пират» читатель знакомится с девочкой, собирающейся в первый класс. Точнее – совсем не собирающейся. На протяжении всего рассказа симпатия к главной героине спит глубоким сном, а сочувствие к её маме наоборот громко заявляет о себе. Это взгляд взрослого читателя. Дети могут увидеть себя и своё нежелание идти в школу каждый будний день. Но если совместить оба взгляда – взрослый и детский – то тут мы и получим тот особенный, уникальный, диалоговый и «обсуждательный» ракурс. Без него выводы из рассказа будут совершенно другими, нежели с ним.
«Второй «Б» не играет» – и второй же рассказ книги. На мой взгляд, он самый тёплый из всех, самый верящий в семью, дарящий неуловимую надежду на то, что даже из безвыходного положения можно внезапно выбраться. Причём не только своими силами. Даже, если больше никто не верит в положительный исход и не ждёт его. Даже если в открытую говорят о неудаче, потому что не знают полностью всего, что скрыто под слоем поверхностной оценки. Поэтому – читайте вместе и разговаривайте о тех, кто ваша семья. Это нужно. Неважно, насколько она большая.
Третья глава книги – «Пардон», «мерси» и «о-ля-ля!». И она самая мотивирующая. Наверное, эта часть отражает название всего сборника полнее и ярче – здесь нет уроков, есть опыт, поучение, но без привычных скучных нравоучений. Есть те, кто выбрал для себя путь наименьшего сопротивления и те, кто решил испытать свои силы. Такие как Ромка и Даша. Становясь старше, дети могут уже решить, что им важно, что им нужно и как этого добиться. Наставники, взрослые и те, к кому эти дети придут за советом, не всегда будут приятны и мягки. Как Владислава Константиновна они вполне могут оттолкнуть в первый раз, показаться слишком требовательными, слишком строгими после добрых и мягких, но ничего не дающих опекунов.
«Ненавижу Мирона Соломатова!» – последний и, на мой взгляд, самый тяжёлый из всех рассказов. Тема буллинга вообще не из лёгких, а тут она показана полно, красочно и очень реалистично. Так реалистично, что становится горько за Свету и мерзко от Мирона. А если подумать, то к буллингу присоединяется ещё и гиперопека в семье Светы, слабохарактерность родителей и авторитаризм бабушки… Неприятный рассказ, определённо неприятный. Именно эту часть нужно вдвойне обсуждать, обговаривать и проговаривать, разбирать и вызывать на диалог по всем всплывающим вопросам. Потому что дети могут оказаться по обе стороны буллинга – как быть жертвами, так и участвовать в нём. Причём участвовать не всегда осознанно, за компанию, думая, что их голос не особенно слышим. Этот рассказ, пожалуй, самый неоднозначный, требующий дальнейших обсуждений.
Определённо книга «Уроков не будет!» заслуживает внимания и чтения. А ещё она заслуживает разговоров, возвращения к героям и ситуациям, запоминания и припоминания. Ведь это действительно не уроки, это отражение нас: маленьких и взрослых, вредных и знающих, Маргарит, Даш, Вань, Ромок, Миронов, Свет, мам и пап, учителей, бабушек… В этой книге собраны люди, характеры, ситуации, примеры. Тут нет правых и виноватых, есть данный для читателя отрывок чьей-то ещё только-только начинающейся жизни. Есть возможность сравнить себя с прошлыми или проверить – такие ли мы сейчас? Есть способ понять себя и других – своих друзей, родителей, учителей, детей. Кто бы ни читал «Уроков не будет!» найдёт в них себя. Пусть с какой-то стороны, но найдёт.
К этой книге можно относиться по-разному, как впрочем, и ко всем книгам. Но то, что её стоит прочитать, чтобы сделать выводы – говорю точно. Здесь не будет уроков, здесь будем мы.
Книга есть в библиотеках имени В.П. Катаева, Н. Н. Носова, А. С. Попова и «Книжный клуб».
Отзыв составила библиотекарь ЦРДБ имени В.П. Катаева Елена Валерьевна Артемова.