«Семья – это не главное. Это всё».
Майкл Джей Фокс, актер
2024 год объявлен в России Годом Семьи. В нашем быстром современном мире, когда технологии и наука меняют нашу жизнь почти каждый день, многие вещи кажутся непостоянными и временными. Однако, даже в этой эпохе перемен, есть неизменные аспекты жизни, которые остаются основными и неизменными для большинства людей.
Когда технологии развиваются семимильными шагами, когда каждый день появляются новые гаджеты и социальные сети, когда тысячи людей переезжают в другие страны в поисках лучшей жизни, существует что-то, что должно оставаться неизменным. И в эпоху перемен, когда многие рассчитывают только на себя и прилагают огромные усилия для достижения своих целей, семья остается основой, на которой строится наш мир. Это место, где мы получаем любовь, поддержку и понимание, и где мы сами можем быть надежной опорой для своих близких. Семейные ценности могут измениться, но суть останется одной – любовь и забота друг о друге.
Образ семьи, как исторически конкретного объединения, члены которого связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, с разных позиций представлен на страницах художественной прозы российских и зарубежных писателей. Тема семьи нашла свое отражение в произведениях разных литературных направлений.
Особую смысловую нагрузку в художественных произведениях, описывающих семью, имеют взаимодействия и взаимовлияния представителей разных поколений, типичных в своем миропонимании, поисках ценностных ориентиров, выборе путей самоопределения. Поколения отличаются и образом мыслей, и духовным опытом.
Идею изобразить, показать семью в системе сложных отношений в течение жизни нескольких поколений – наиболее масштабно реализовали представители реализма. Тема семьи стала одной из главных на рубеже веков, и результатом обращения к этой теме ведущих писателей стали такие формы художественного слова как роман-эпопея, роман-поток, семейная сага и другие разновидности.
Семейная сага – это жанр романа семейной хроники, который рассказывает историю одной семьи в нескольких поколениях. Семья, взаимоотношения отцов и детей, братьев и сестер, мужей и жен – эти темы всегда были в числе самых значимых, и сегодня они не теряют своей актуальности. Дело в том, что в те годы (см. выше) телесериалов никто не снимал. А вот потребность прожить кусок жизни с полюбившимися героями у читающей публики уже сформировалась. И удовлетворить её на действительно хорошем уровне могли очень немногие авторы, начиная со Льва Толстого (который эту моду запустил).
Само время требовало подобных текстов. У англичан этот жанр разрабатывал Голсуорси с его «Сагой о Форсайтах», у немцев был Томас Манн с Будденброками, у американцев – Ирвин Шоу с сагой о Джордахах, у шведов – Сельма Лагерлёф с трилогией про пять поколений семьи Лёвеншёльдов, а к середине столетия появился собственный «Толстой» даже у латиноамериканских читателей. Речь идет про Г. Гарсиа Маркеса и его «Сто дней одиночества».
Подробные и объемные семейные саги были популярные еще во времена Чарльза Диккенса, когда читатели с нетерпением ждали очередной порции его объемных романов, которые печатались в толстых литературных альманахах.
История собирания или угасания рода, династии, клана лежит и в основе классической и современной зарубежной семейной хроники. Хроника ведет свою родословную от исландских саг, поэтому часто используется термин «семейная сага». Семейная хроника уютно чувствовала себя в мире классического европейского романа («Карьера Ругонов» Э. Золя, «Семья Тибо» Р. Мартен дю Гара, «Семья Резо» Э. Базена, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, и «Будденброки» Т. Манна). Наши современники могут вовсю наслаждаться жанром, корни которого уходят как раз в эти самые саги: романами о том, как жили братья и сестры, мужья и жены, ссорились, мирились и выживали среди соседей и безжалостного хода истории. Семейные саги представляют собой достойную литературную альтернативу популярным сериалам.
В начале ХХ века появляется роман Джона Голсуорси «Собственник», первый роман в трилогии «Сага о Форсайтах», которая представляет собой хронику класса и хронику семьи. Центральная тема романов цикла – упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, крушение некогда прочного уклада ее жизни.
Во Франции роман-семейная хроника получил название роман-поток. Роман-поток – это последовательность из пяти и более романов, рисующих эволюцию одних и тех же персонажей или семейств на фоне исторических событий (например, романы Э. Золя).
Одним из первых зарубежных романистов, создавшим серию книг о членах одной семьи, стал Эмиль Золя. Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности. Примерно в 1868 году у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении нескольких поколений. Разнообразие романных сюжетов давало возможность показать многие стороны французской жизни в период Второй империи. Двадцать томов цикла Ругон-Маккары представляют собой главное литературное достижение Золя.
Ромен Роллан задумал и реализовал десятитомную эпопею (или «роман-реку», как её назвал сам автор) «Жан-Кристоф» про явно срисованного с Бетховена немецкого музыканта, который своим жизненным путем реализовывал идею примирения (взаимодополненности) французов и немцев. Этот литературный проект точно бил в нерв эпохи, который через несколько десятилетий приведет к созданию Евросоюза. Именно этот труд принес писателю первую всемирную славу.
Семья стала по-настоящему главным героем многих книг. Героем, вынесенным в заглавия семейных хроник. Одна из них – «Семья Поланецких» знаменитого польского романиста Генрика Сенкевича. Социально-психологический роман Г. Сенкевича (1846-1915) «Семья Поланецких» является классическим образцом литературы польского реализма конца XIX века.
В русской литературе по-разному предстают перед нами семьи в «Старосветских помещиках» Н. В. Гоголя, «Семейной хронике» С. Т. Аксакова, в «Асе», «Дворянском гнезде» и «Отцах и детях» И. С. Тургенева, в «Анне Карениной» и «Войне и мире» Л. Н. Толстого, в «Вишневом саде» А. П.Чехова, «Жизни Клима Самгина» и других произведениях М. Горького.
ХХ век – век потрясений, войн и революций – внес свои коррективы в восприятие этой темы. В отечественной литературе ХХ века в эстетике соцреализма семья рассматривается как символ мещанства, а не как символ счастья. Советские писатели-реалисты изображали семью «ячейкой» государственной машины. Такой образ семьи представлен в романах М. Шолохова «Тихий Дон» и А. Иванова «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень».
Для западноевропейской литературы начала XX века характерен тип романа-эпопеи — роман-семейная хроника. И задача автора — через судьбу одной семьи показать развитие истории, меняющиеся процессы общественной жизни страны; показать, как изменился человек или семейство с течением времени, чем новое поколение в семье отличается от предыдущего. Ярчайший образец западноевропейского семейного романа-хроники – роман Томаса Манна «Будденброки. История гибели одного семейства», в котором показаны судьбы трех поколений семьи Будденброков, начиная с середины XIX в. Семейная хроника Будденброков представляет собой эпическое повествование о расцвете и деградации некогда могущественной верхушки немецкой торговой буржуазии.
Роман Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества» – одна из величайших книг ХХ века рассказывает историю селения Макондо и семьи Буэндииа. Странная, поэтичная, причудливая история города, затерянного где-то в джунглях, — от сотворения до упадка. История рода Буэндиа – семьи, в которой чудеса столь повседневны, что на них даже не обращают внимания, которая порождает святых и грешников, революционеров, героев и предателей, лихих авантюристов и женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. В нем кипят необычайные страсти и происходят невероятные события.
Семья, взаимоотношения отцов и детей, братьев и сестер, мужей и жен – эти темы всегда были в числе самых значимых, и сегодня они не теряют своей актуальности. Во все времена писатели, так или иначе, возвращались к этому вопросу. Индийский поэт Рабиндранат Тагор утверждал, что «семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации». А. П. Чехов верил, что «в семейной жизни самый важный винт – это любовь». А Чак Паланик говорил: «Если не можешь принять родных со всеми их недостатками, ни один чужой тебя не устроит».
Возможно, книга о семье, которую вы решите прочесть, не только будет вам интересна, но и убережет от необдуманных поступков и сгоряча сказанных слов. Ведь, в конечном итоге, именно семья является надежным оплотом для всех нас.
Виртуальная книжная выставка «Семейные ценности во времени и пространстве» раскрывает читателям богатства книжного фонда Приокской ЦБС на заявленную тему. Целью является привлечение внимания читательской аудитории к различным аспектам нравственной и социальной эволюции семейных отношений, особенно в трудные периоды истории.
Выставка состоит из трех разделов:
• Привычки милой старины : Семейные традиции в русской классической литературе
• Семья на сломе эпох : Семья в советской и постсоветской художественной литературе
• Семейные узы и/или домашние оковы : (Зарубежные семейные саги)
Библиографические описания изданий расположены в алфавитном порядке, снабжены аннотациями, ссылками на записи в электронном каталоге, фотографиями обложек. Книги можно взять в Центральной районной библиотеке им. Т. Г. Шевченко и библиотеках-филиалах ЦБС Приокского района.
Привычки милой старины : Семейные традиции в русской классической литературе
Семья на сломе эпох : Семья в советской и постсоветской художественной литературе
Семейные узы и/или домашние оковы : (Зарубежные семейные саги)
1. Привычки милой старины : Семейные традиции в русской классической литературе
«Счастлив тот, кто счастлив дома»
Л. Н. Толстой
Аксаков, Сергей Тимофеевич. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания / вступительная статья и примечания С. Машинского. – Москва : Художественная литература, 1982. – 542 с.
Автобиографическое повествование о роде Багровых, о переселении семьи в заволжские степи, в Оренбуржье, оставил потомкам прекрасный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Верный семейным преданиям, памяти о своих корнях, автор воссоздал яркую, достоверную картину помещичьей жизни XVIII века. Житейская история, рассказанная просто, без словесных ухищрений, вошла в сокровищницу классической русской прозы. «Семейная хроника» Аксакова – это задушевная, неторопливая история о старом помещичьем быте, о патриархальной семье Степана Михайловича и о сыне его Алексее. Автор живо описывает жизнь семьи в России XVIII века, её быт, традиции, отношения между близкими людьми.
|
|
Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич. Детство Темы : повесть. – Москва : АСТ, 2024. – 221, [2] с. – (Эксклюзив: Русская классика). – ISBN 978-5-17-147890-2.
Без во многом автобиографичной повести «Детство Тёмы» невозможно представить русскую литературу на рубеже XIX-XX веков. Маленький Тёма Карташев – беспечный, шаловливый, но добрый мальчик. Его жизнь полна проказ, простых детских радостей и первых глубоких переживаний: то он ломает отцовский любимый цветок, то случайно рвет платье гувернантке, то спасает из колодца собаку Жучку. Через забавные происшествия, в которые попадает Тёма, и столкновение с «взрослым» миром проходил каждый, поэтому эта книга так близка многим поколениям читателей. |
|
Гоголь, Николай Васильевич. Старосветские помещики // Вечера на хуторе близ Диканьки : повести. – Москва : Эксмо, 2010. – С. 261-289. – (Русская классика). – ISBN 978-5-699-46611-5.
Тема семьи так или иначе встречается во многих произведениях Н. В. В творчестве Гоголя семья всегда ущербна – что ни возьми: «Мертвые души», «Тараса Бульбу», «Старосветских помещиков», даже «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Старосветские помещики» – нечто вроде наиболее безопасного и приемлемого варианта отношений между мужчиной и женщиной, тогда как рядом, в том же цикле «Миргород», притаился «Вий» как предупреждение о возможных ужасах этих отношений. Говоря о любви, Гоголь в «Старосветских помещиках» противопоставляет страсть и привычку, которую, по всей вероятности, отождествляет с привязанностью. В «Старосветских помещиках» Гоголь как будто задает вопрос: «Может быть, вот эта любовь крепка как смерть, но не губительна?». И ответ оказывается далеко не удовлетворительным. |
|
Достоевский, Федор Михайлович. Братья Карамазовы : роман. – Москва : АСТ, 2022. – 768 с. – (Лучшая мировая классика). – ISBN 978-5-17-137756-4.
В романе «Братья Карамазовы» широко представлены образы разных семей. Но центром повествования является семья Карамазовых. Семья состоит из отца – Фёдора Павловича Карамазова – и трёх его сыновей – Дмитрия, Ивана и Алексея. |
|
Найденов, Сергей Александрович. Дети Ванюшина : драма в 4-х действиях // Русская драматургия начала XX века. – Москва : Современник, 1989. – С. 63-124.
«Дети Ванюшина» – пьеса Сергея Александровича Найдёнова (это псевдоним, настоящая фамилия – Алексеев), написанная в 1901 году. Это глубокая драма патриархальной семьи, где родители стремятся отвечать за всё, а дети не хотят отвечать ни за что. Родители хотят «укрыть сердцем» всю жизнь семьи, сделать её ясной, спокойной, благолепной, но этот тотальный контроль невозможен. Действие происходит в зажиточной купеческой семье. Внешне строго соблюдается патриархальный бытовой уклад: чтят старинные обычаи, следят за тем, чтобы дети воспитывались в почтении к старшим. Но на поверку оказывается, что всё это лишь прикрывает атмосферу тотальной лжи, ханжества, лицемерия и разврата. Автор прослеживает процесс деградации на судьбах всех детей Ванюшина.
|
|
Островский, Александр Николаевич. Гроза. Бесприданница. – Москва : Астрель : АСТ, 2004. – 176 с. — (Библиотека школьника). – ISBN 5-17-025236-6. – ISBN 5-271-09461-8.
А. Н. Островский – представитель литературного направления реализма – в своём творчестве описывает традиции, в которых существовала семья в XIX веке. В пьесах «Гроза» и «Бесприданница» драматург критикует сложившийся институт брака и семьи, когда девушка вынуждена выходить замуж в возрасте, когда это решение не может быть принято ей самой, а значит замужество определяется внешними обстоятельствами: финансовым положением и намерениями семьи девушки. В этих произведениях Островский поднимает важные аспекты семейных отношений, такие как любовь, предательство, жертва и социальные нормы. Важно отметить, что семья в его произведениях часто оказывается под давлением внешних обстоятельств и внутренних конфликтов. |
|
Пушкин, Александр Сергеевич. Евгений Онегин : роман в стихах, стихотворения. – Санкт-Петербург : Азбука, 2024. – 446, [1] с. – (Мировая классика). – Содерж.: Евгений Онегин ; Стихотворения ; Переводы иноязычных текстов. – ISBN 978-5-389-04903-1.
Роман «Евгений Онегин» очень справедливо называют «энциклопедией русской жизни». Однако здесь изображена жизнь не только отдельных русских людей, но и жизнь дворянской семьи в целом. Патриархальных устоев провинциального дворянства на примере семьи Лариных. И столичного петербургского высшего общества, его «блеск и нищету». У Онегина не было настоящей семьи в детстве и юности. Может быть, поэтому Онегин и оказывается в одиночестве, страдая в душе. Отсутствие семьи, близких людей помешало Онегину создать свой дом, свою семью, что лишило его смысла в жизни. |
|
Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович. Господа Головлевы : [роман, сказки]. – Санкт-Петербург : Азбука, 2020. – 412, [1] с. – (Мировая классика). – В содерж.: Господа Головлевы : роман ; Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ; Пропала совесть ; Дикий помещик ; Премудрый пискарь ; Самоотверженный заяц ; Медведь на воеводстве ; Орел-меценат ; Карась-идеалист : сказки. – ISBN 978-5-389-16761-2.
О замысле романа «Господа Головлевы» он писал: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого нет…». В своем произведении писатель решил показать, как праздность и стремление к накопительству приводят к разрушению семьи. В романе «Господа Головлевы» показана история вырождения дворянского рода («история умертвий») на примере трех поколений семьи Головлевых. |
|
Толстой, Лев Николаевич. Анна Каренина : роман. – Москва : Эксмо, 2022. – 893, [1] с. – (Библиотека Всемирной Литературы). – 16+. – ISBN 978-5-04-107917-8.
Тема семьи в романе взаимосвязана с общественными, философскими вопросами, произведение постепенно разрослось до крупного романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. И невозможность совместить семейную жизнь и свободную любовь… Мир добра и красоты в «Анне Карениной» тесно переплетается с миром зла. Данный роман – это целая эпоха с её надеждами, страстями, тревогами.
|
|
Толстой, Лев Николаевич. Война и мир : роман. – Санкт-Петербург : Азбука, 2023. – (Мировая классика).
Т. 1-2. – ISBN 978-5-389-07123-0.
Т. 3-4. – ISBN 978-5-389-07126-1.
«Война и мир» – вершина творчества Л. Н. Толстого, как никакое другое произведение писателя отражает глубину его мироощущения и философии. Эта книга из разряда вечных, потому что она обо всем: о жизни и смерти, о любви и чести, о мужестве и героизме, о славе и подвиге, о войне и мире. |
|
Тургенев, Иван Сергеевич. Отцы и дети : роман. – Москва : АСТ, 2023. – 286, [1] с. – (Эксклюзив : Русская классика). – ISBN 978-5-17-089255-6.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем увидеть, как семья влияет на формирование мировоззрения героев, их ценностей и отношений с окружающим миром. Семья играет ключевую роль в жизни человека, так как именно в ней закладываются основы его моральных и этических норм. В романе «Отцы и дети» Тургенев показывает, что семья может как поддерживать, так и разрушать личность. Базаров, отвергая семейные ценности, оказывается в изоляции, тогда как Аркадий, принимая их, находит свое место в жизни. Это подчеркивает, что семья – это не только источник любви и поддержки, но и основа, на которой строится личность. Роман актуален и в наши дни. Ведь семья – наша общая тревога, отцы и дети не переводятся пока что на русской земле, и запрос на эту тему по-прежнему высок. |
|
Фонвизин, Денис Иванович. Недоросль : комедия в пяти действиях / художник Т. Плетнева. – Москва : Либри пэр бамбини, 2016. – 60 с. – (Библиотечка школьника). – ISBN 978-5-00054-140-1.
Нравственные ценности – это ориентиры, по которым живет человек. Эти направления с детства должны воспитывать семья, и они не должны носить отрицательный характер. Взрослый должен понимать, что он преподносит ребенку. В комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизин поднимает важные вопросы воспитания и влияния семьи на нравственный облик молодого поколения. В комедии представлны две совершенно разные семьи с противоположными нравственными ценностями. Сделав центром повествования Простаковых, он сатирически высмеивает пороки русского общества и показывает, какой не должна быть семья. |
|
Шмелев, Иван Сергеевич. Лето Господне : для среднего школьного возраста. – Москва : АСТ, 2020. – 475, [3] с. – (Школьное чтение). – 12+. – ISBN 978-5-17-113107-4.
«Лето Господне» – роман русского писателя Ивана Шмелёва, написанный в 1927-1948 годах. Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь семьи глазами маленького мальчика. В романе показан идеализированный образ большой купеческой патриархальной семьи, В патриархальном мире Шмелёва служащие и прислуга также воспринимаются, как члены семьи, близкие люди: Традиционная русская семья показана глубоко религиозной: повседневный быт персонажей определяется церковным календарём, события повторяются из года в год. Жизнь кажется мирной и устойчивой… |
2. Семья на сломе эпох : (Семья в советской и постсоветской художественной литературе)
«Дом – это место, где вас любят больше всего и где вы ведете себя хуже всего».
Марджори Пэй Хинкли, писательница
Аксенов, Василий Павлович. Московская сага. Кн. 1. Поколение зимы. – Москва : Э, 2017. – 477, [1] с. – (Большая проза. Василий Аксёнов). – 18+. – ISBN 978-5-699-97029-2.
Аксенов, Василий Павлович. Московская сага. Кн. 2. Война и тюрьма. – Москва : Э, 2017. – 509, [1] с. – (Большая проза. Василий Аксёнов). – 18+. – ISBN 978-5-699-97056-8.
Аксенов, Василий Павлович. Московская сага. Кн. 3. Тюрьма и мир. – Москва : Э, 2017. – 541, [1] с. – (Большая проза. Василий Аксёнов). – 18+. – ISBN 978-5-699-97062-9. Василий Павлович Аксёнов – признанный классик и культовая фигура русской литературы. Его произведения хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Успех пришел к Аксёнову еще в 1960-е годы, – откликаясь блистательной прозой на самые сложные и актуальные темы, он не один десяток лет оставался голосом своего поколения. В числе полюбившихся читателям произведений Аксёнова – трилогия «Московская сага», написанная в начале 1990-х годов и экранизированная в 2004 году. Трилогию составили романы «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Их действие охватывает едва ли не самый страшный период в российской истории ХХ века – с начала двадцатых до начала пятидесятых годов. Семья Градовых, три поколения русских интеллигентов, проходит все круги ада сталинской эпохи – борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом, послевоенные репрессии. |
|
Богданова, Вера Олеговна. Сезон отравленных плодов : роман. – Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2023. – 348, [2] с. – (Роман поколения). – Финалист премии «Национальный бестселлер».
Книга Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов» продолжает серию «Роман поколения». Эта семейная сага начинается в середине 1990-х и обрывается в 2013 г. Текст погружает читателей в переломное время, но рассказывает не о травмирующей эпохе, а о том, как меняются люди в столкновении с ней и как ищут пути освобождения. Актуальный роман о поколении тридцатилетних, тех, кто рос в постсоветском межсезонье и взрослел между сводками о жертвах очередного теракта. Их страхи, разочарования, мечты и надежды. Богданова не ставит легких вопросов и не предлагает лежащие на поверхности ответы. Она рисует детализированную картину жизненных выборов. Каждый читатель сможет найти на этом масштабном полотне себя, – а значит, спасти кого-то близкого, оттащив его от бездны, в которую смотрело целое поколение. Книга «Сезон отравленных плодов» вошла в Длинные списки премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».
|
|
Бруштейн, Александра Яковлевна. Дорога уходит в даль... : 12+. — Москва ; Владимир : АСТ : Астрель : ВКТ, 2012. – 352 с. – (Детская классика). – 12+. – ISBN 978-5-17-076785-4.
«Дорога уходит в даль…» – автобиографическая трилогия Александры Бруштейн. Состоит из следующих частей: «Дорога уходит в даль…» (1956), «В рассветный час» (1958), «Весна» (1961). Александра Яковлевна Бруштейн начала писать автобиографическую трилогию «Дорога уходит в даль…» в 1956 году. 72-летняя, глухая и почти слепая, Бруштейн писала книгу, героиней которой была она сама, но – девятилетняя.
|
|
Булгаков, Михаил Афанасьевич. Белая гвардия : [роман : 16+]. – Санкт-Петербург : Азбука, 2020. – 317, [1] с. – (Мировая классика). – 16+. — ISBN 978-5-389-09917-3.
«Белая гвардия» – первое большое произведение Булгакова и единственный роман, который издавался еще при жизни автора. Впервые – в журнале «Россия» еще в 1925 году, полностью роман был опубликован во Франции в 1927-1929 годах.
|
|
Вересов, Дмитрий Анатольевич. Ленинградская сага: Дети белых ночей. Огнем и водой : 16+. – Москва ; Санкт-Петербург : АСТ : Астрель-СПб, 2011. – 824, [2] с. – ISBN 978-5-17-0738733-5.
Их можно назвать последним ленинградским поколением. Они закончили неплохую – школу, учились в непоследних вузах, читали неразрешенные книги, играли незапрещенный рок. Одни жертвовали всем ради любви, другие ее предавали. Одни вписались в тогдашнюю жизнь, другие остались на ее обочине. А потом все изменилось: границы открыли, книги разрешили, рок устарел, и, казалось бы, ошибки и победы прошлого канули в небытие. Но время не властно над судьбами последних ленинградцев – они принадлежат родному городу, и как бы тот ни назывался, он остается неизменным, ничего не забывая и не прощая. Обо всём этом и не только в книге «Ленинградская сага».
|
|
Головкина, Ирина Владимировна. Лебединая песнь (Побежденные) : роман : 16+. – Санкт-Петербург : Лениздат, 2017. – 989, [2] с. – 16+. – ISBN 978-5-4453-0755-6.
Книга Ирины Владимировны Головкиной (1904-1989), внучки великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, – произведение редкой силы, глубины и искренности. Это повествование о людях, совершивших подвиг чести, поистине трагическая летопись нескольких аристократических семей, не покинувших Россию после революции и Гражданской войны и угодивших в пекло репрессий. Роман пронизан горькой поэзией людей побежденных (отсюда его второе название), но не сдавшихся – в труднейших обстоятельствах они сохраняют свое достоинство и идеалы, свою почти мистическую любовь к Родине. Впервые роман был опубликован в начале 1990-х годов уже после смерти автора и стал настоящей библиографической редкостью. Эта горькая и величественная семейная сага, без сомнения, покорит сердца и души миллионов читателей.
|
|
Горький, Максим. Дело Артамоновых. – Москва : РИПОЛ классик, 2013. – 256 с. – (Pocket Classic). – ISBN 978-386-06114-2.
В центре романа Максима Горького «Дело Артамоновых» три поколения семьи фабрикантов. Илья Артамонов, в прошлом княжеский приказчик, отпущенный с большим вознаграждением, приезжает в город Дремов, где и открывает фабрику льняного полотна. Он любит дело и по-настоящему ценит работников, но надрывается на стройке и умирает. Его сын Петр берет фабрику в свои руки. Как вы уже догадались, речь пойдет не столько об обнищании (производство вплоть до революции расширяется и остается доходным), сколько о вырождении семьи и смене исторических вех.
|
|
Грекова, Ирина. Хозяйка гостиницы : повесть. – Санкт-Петербург : Амфора, 2005. – 366 с. – (Читать модно!). – ISBN 5-94278-720-4.
Героиня романа И. Грековой «Хозяйка гостиницы» – образец женственности не для одного поколения читательниц: восемнадцати лет она уехала за мужем-офицером из дома матери – в степи, на границу, пережила с ним страшные 30-е годы, воспитала его сына, дождалась с войны, стала украшением ранней старости. На такой женщине держится семья. Светясь добротой, она свою жизнь, не задумываясь, отдавала людям. По роману снят фильм «Благословите женщину» (режиссер Станислав Говорухин).
|
|
Санаев, Павел Владимирович. Похороните меня за плинтусом : повесть : 18+. – Москва : АСТ, 2020. – 285, [2] с. – 18+. – ISBN 978-5-17-064322-6.
Биографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских воспоминаний, когда он 9 лет прожил в семье деда, известного советского актёра Всеволода Санаева и его жены Лидии. Повесть автор посвятил своему отчиму, актеру и режиссеру, народному артисту СССР Ролану Быкову. |
|
Сенчин, Роман Валерьевич. Елтышевы : роман. – Москва : Эксмо, 2010. – 317 с. – (Проза жизни. Лучшие современные авторы). – ISBN 978-5-699-35738-3.
Роман знаковый для нулевых годов, надолго задал литературе особую тему «обычной российской семьи». В нём автор описывает три года жизни Елтышевых, показывая горькую правду о русской жизни – откровенной и отвратительной. В основе сюжета – ситуация жизненной депрессии, её динамика и финал. Стержень романа – мрак, где заблудилась человеческая душа, судьба семьи и действительности, которую каждый из нас носит в себе. Страшный и абсолютно реальный мир, в который попадает семья Елтышевых, – это мир современной российской деревни: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию. Люди очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать.
|
|
Степнова, Марина Львовна. Сад : роман. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. – 412, [1] с. – (Марина Степнова: странные женщины). – Лауреат премии «Большая книга». – 18+. – ISBN 978-5-17-118995-2.
Поздний ребенок – это счастье? Возможно, если только своенравная дочь не пытается разрушить годами выстраивавшиеся устои аристократического семейства. Княжеская чета Борятинских не ожидала такого поворота судьбы: дети выросли, жизнь течет в размеренном темпе. Но все меняется с появлением Туси. Будучи плодом безрассудства, девочка безрассудна по своей сути. Она не стремится вписаться в светское общество и жить по заветам родителей. И ее инакомыслие ставит под удар все, чем так дорожит семья Борятинских.
|
|
Улицкая, Людмила Евгеньевна. Медея и ее дети : роман. – Москва : АСТ, 2019. – 346, [3] с. – 18+. – ISBN 978-5-17-094040-0.
«Медея и ее дети» Людмилы Улицкой – один из самых интересных опытов построения нового «семейного романа». Здесь сошлось всё: и непревзойденное умение автора рассказывать истории частного человека, и свободное владение мифологическими пластами, и актуальность, и даже идейность. Главная героиня – бездетная Медея Синопли, тезка античной Медеи, – тоже своего рода божество для всей большой разветвленной семьи. Автор мастерски оперирует мифологическими инструментами, переосмысливая их на новый лад, ведь здесь Медея не убивает, но собирает воедино осколки душ своих «детей», собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи.
|
|
Чижова, Елена Семеновна. Город, написанный по памяти. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2024. – 374, [1] с. : ил. – 16+. – ISBN 978-5-17-161418-8.
«Город, написанный по памяти» вошел в лонг-лист премии «Русский Букер»-2019; первая премия от библиотеки Маяковского в 2019 г. «Город, написанный по памяти» – роман-расследование, где Петербург становится городом памяти – личной, семейной, исторической. Чижова по крупицам восстанавливает захватывающую историю своей семьи. Графская горничная, печной мастер, блестящая портниха, солдат, главный инженер, владелица мануфактуры и девчонка-полукровка, которая «травит рóманы» дворовым друзьям на чердаке, – четыре поколения, хранящие память о событиях ХХ века, выпавших на долю ленинградцев: Гражданская война, репрессии 1930-х годов, блокада, эвакуация, тяжкое послевоенное время.
|
|
Чудаков, Александр Павлович. Ложится мгла на старые ступени : роман-идиллия. – 16-е изд. – Москва : Время, 2019. – 638, [1] с., [5] л. ил., портр. – (Самое время!). – Лауреат премии «Русский Букер десятилетия». – ISBN 978-5-9691-1899-7.
Историко-философский роман воссоздаёт культуру ссыльно-поселенцев середины XX века, вынужденных жить и выживать на границе Сибири и Северного Казахстана. Автор рассказывает историю жизни семьи Саввиных-Стремоуховых, которая волею судьбы и обстоятельств оказалась в одном из городков северного Казахстана. В суровые послевоенные годы, в условиях постоянной угрозы новых репрессий и отсутствия самого необходимого, семья главного героя сумела не только выжить: подобно новым Робинзонам, эти люди восстанавливают потерянную цивилизацию. Несмотря ни на что, они сумели не озлобиться и сохранить верность своим истокам. Выдающийся российский филолог Александр Чудаков написал книгу, которую и многие литературоведы, и читатели посчитали автобиографической – настолько высока в ней концентрация исторической правды и настолько достоверны чувства и мысли героев. Но это не биография – это образ подлинной России в ее тяжелейшие годы. Роман «Ложится мгла на старые ступени» решением жюри конкурса «Русский Букер» признан лучшим русским романом первого десятилетия нового века.
|
|
Шолохов, Михаил Александрович. Тихий Дон : роман. Т. 1. – Москва : Эксмо, 2021. – 704 с. – (Всемирная литература). – ISBN 978-5-04-115630-5.
Шолохов, Михаил Александрович. Тихий Дон : роман. Т. 2. – Москва : Эксмо, 2021. – 768 с. – (Всемирная литература). – ISBN 978-5-04-115631-2.
«Тихий Дон» – роман-эпопея Михаила Шолохова, одно из наиболее значительных и масштабных произведений в русской литературе. Жизнь и трагедия донского казачества показана в романе через призму жизненных событий в обычной казачьей семье Мелеховых. Действие романа разворачивается на фоне переломных событий в истории России – Первой мировой и Гражданской войны, поменявших не только древний уклад жизни донского казачества, но и облик всей страны. В романе нашла выражение одна из главных тем шолоховского творчества – война как братоубийственная бойня, противная человеческой природе. Роман принёс автору Нобелевскую премию и мировую известность, был неоднократно экранизирован и переведён на многие языки. |
3.Семейные узы и/или домашние оковы : (Зарубежные семейные саги)
«Семья – это самое важное, что есть в мире.
Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего.
Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни».
Джонни Депп, актер.
Блейк, Сара. Тени нашего прошлого : история семьи Милтон : 16+ / перевод с английского Ю. Гольдберг. – Москва : Синдбад, 2021. – 572, [2] с. – 16+. – ISBN 978-5-00131-340-3.
Книга повествует о трех поколениях семьи из Нью-Йорка. Таких, как Милтоны, называют властителями мира. Можно сказать, что это огромный семейный роман, полный драм и загадок. Можно сказать, что это большой американский роман, – и это тоже будет правдой. А еще во время чтения этой книги вспоминается «Вишневый сад». Потому что в романе есть те же звуки топора и тот же сад, который как символ всего – всего того, что было, что должно было бы быть, но больше не будет… Критика в США много говорит, что Блейк переосмысляет Америку. Нам отсюда понять это сложнее, хотя мы и наблюдаем дилеммы, предрассудки, борьбу. Но больше всего видим настоящие драмы, драмы семей и людей, переплетение настоящего и прошлого… |
|
Бронте, Шарлотта. Джен Эйр : роман / перевод с английского И. Гуровой. – Москва : АСТ : АСТ Москва, 2007. – 448 с. – ISBN 978-5-17-031904-6.
Шарлотта Бронте (1816-1855) – одна из талантливейших представительниц английского романтизма и реализма. Всемирную известность ей принес роман «Джейн Эйр» (1847). Написанный с искренностью и страстью, роман не стареет и не теряет своего обаяния и до сих пор остается одним из наиболее востребованных классических произведений XIX века. Сила его воздействия – в правде чувств, в их истинности, в соединении реального с романтическим, в покоряющей своей увлекательностью истории простой маленькой гувернантки, способной на большую и преданную любовь, сумевшей, преодолев все превратности судьбы, обрести собственное счастье. В романе «Джейн Эйр» поднимаются темы религии, морали, прощения, любви и семьи, отношений между разными классами общества. |
|
Вассму Х. Сто лет : роман / перевод с норвежского Л. Горлиной. – Москва : Астрель : CORPUS, 2010. – 640 с. – ISBN 978-5-271-30301-2.
Роман норвежской писательницы охватывает целый век из истории её собственной семьи. Причём в фокусе только женская линия – от прабабушки к самой писательницы. Соответственно, будут давить на чисто женские болевые точки: деторождение, выбор между любовью и долгом, семьёй и профессией. Изменился ли взгляд норвежцев на эти вопросы за сто лет?
|
|
Голсуорси Д. Сага о Форсайтах : романы : 16+ / перевод с английского М. Богословской-Бобровой, Н. Волжиной, Н. Вольпин, А. Кривцов и др. – Москва : Иностранка, 2021. – 1373, [2] с. – (Иностранная литература. Большие книги). – 16+. – ISBN 978-5-389-11627-6.
За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах», классик английской литературы Джон Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии (1932). Его популярнейший цикл романов, воссоздающий историю клана Форсайтов на фоне истории Англии, от викторианской эпохи до 1920-х гг., написан о семье и о жизни во всей ее полноте и сложности. За внешним успехом влиятельных чопорных Форсайтов, представителей верхушки английской буржуазии, сдержанно обсуждающих дивиденды и курсы акций, открывается безумие страсти, семейная вражда, безнадежная любовь и боль одиночества… Семья изображается как звено общественной жизни. Особенность каждого поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как общественного явления.
|
|
Инг, Селеста. И повсюду тлеют пожары : [роман] / перевод с английского Анастасии Грызуновой. – Москва : Фантом Пресс, 2023. – 411, [1] с. – 16+. – ISBN 978-5-86471-840-7.
Это захватывающая история двух семей, в которой много пластов, нет деления на черное и белое, нет деления на героев и антигероев. В книге сплетена сложная сеть – из нравственных принципов, чувств, амбиций, ошибок прошлого. У миссис Ричардсон – роскошный дом, жилище Мии Уоррен – маленький «фольксваген-кролик». У одной есть все, но живет она в клетке из правил. У другой нет ничего, но она свободна как ветер. И в то же время, так ли уж далеки они друг от друга? У обеих – дети-подростки, в которых до поры до времени тлеют пожары, и однажды пламя с ревом вырвется и попытается поглотить все вокруг. Столкновение двух миров – порядка и хаоса – окажется сокрушительным для обеих и в то же время подарит новую надежду.
|
|
Кронин, Арчибальд. Замок Броуди : роман : 16+ / перевод с английского М. Абкиной. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2017. – 672 с. – (Азбука-классика). – 16+. – ISBN 978-5-389-11347-3.
В романе известного английского писателя рассказывается о трагической истории английской буржуазной семьи конца XIX века. Самый популярный роман знаменитого прозаика Арчибальда Кронина. Многим известна английская пословица «Мой дом – моя крепость». И узнать тайны английского дома, увидеть «невидимые миру слезы» мало кому удается. Однако дом Джеймса Броуди стал не крепостью, для членов его семьи он превратился в настоящую тюрьму. |
|
Маккалоу, Колин. Поющие в терновнике : роман / перевод с английского Н. Галь. – Москва : АСТ, 1999. – 608 с. – (Голливуд). – ISBN 5-237-01437-2.
Романтическая сага о трех поколениях семьи австралийских тружеников, о людях, трудно ищущих свое счастье. Воспевающая чувства сильные и глубокие, любовь к родной земле, книга эта изобилует правдивыми и красочными деталями австралийского быта, картинами природы. |
|
Манн, Томас. Будденброки: История гибели одного семейства : роман / перевод с немецкого Н. Ман. – Фрунзе : Кыргызстан, 1987. – 640 с.
В романе подробно описывается жизнь и постепенный упадок четырёх поколений известной и богатой семьи немецких торговцев (бюргеров). Источником для романа послужила история собственной семьи Манна (в германском городе Любек находится «Дом Будденброков», он же – «Музей имени Генриха и Томаса Маннов»). За этот роман писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1929 году (за новизну темы упадка семейства в контексте всех сфер исторической общественной жизни). Стоит отметить, что Манн для этого романа искал источники вдохновения в русской классической литературе, в частности – в романах «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Н. Толстого. |
|
Митчелл, Маргарет. Унесенные ветром : роман. Т. 1. – Чимкент : Аурика, 1994. – 606 с. – ISBN 5-86020-070-6.
Митчелл, Маргарет. Унесенные ветром. Т. 2. – Чимкент : Аурика, 1994. – 590 с. – ISBN 5-86020-071-4.
Темы, поднятые в романе – дружба и семья, преданность и неверность, поклонение идеалам и отречение от них, бессмысленность войны и её жертвы, сломленный мир и несломленные духом люди. |
|
Оутс, Джойс Кэрол. Ночь, сон, смерть и звезды : роман / перевод с английского С. Э. Таска. – Москва : Иностранка : Азбука-Аттикус, 2022. – 669, [1] с. – (Большой роман). –18+. –ISBN 978-5-389-19337-6
Итак, снова семейная сага – почти на тысячу страниц. Приятный немолодой мужчина, бывший мэр маленького города, однажды остановится прямо на трассе, чтобы заступиться за темнокожего мужчину, которого избивают полицейские. Очнется после этого он всего на пару минут – в больнице, а потом останется просто тенью. И с этого начнется история разбора и американской жизни, и американской семьи, а каждый член этой семьи – архетип. В новой семейной саге современного классика Джойс Кэрол Оутс (неоднократного финалиста Пулицеровской премии, лауреата премии имени О. Генри, Национальной книжной премии США и множества других престижных наград) внезапная трагедия проверяет на прочность казавшиеся нерушимыми фамильные узы. |
|
Пилчер, Розамунда. Сентябрь : [роман] / перевод с английского Ирины Архангельской, Ю. Жуковой, И. Бернштейн. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2021. – 539, [2] с. – (The Big Book). – 16+. – ISBN 978-5-389-15501-5.
Семейная сага, исполненная романтики «Покинувшие нас близкие всегда с нами, всегда в нашем сердце». «Сентябрь» – это наставление Розамунды Пилчер современным читателям, живущим в мире, где институт семьи и брака претерпевает не лучшие времена. Писательница напоминает нам о том, что счастливые отношения, полные любви и понимания, – это настоящее сокровище, которое необходимо беречь и ценить. Восьмидесятые годы двадцатого столетия. В маленьком шотландском поместье ожидается большое событие – Сентябрьский бал в честь совершеннолетия дочери хозяев. На торжество должно съехаться множество гостей. У каждого из них своя история жизни – со взлетами и падениями, любовью и предательством, недоразумениями и недоговоренностями, семейными праздниками и семейными тайнами. И все эти истории неспешно разворачиваются на фоне прекрасных, незабываемых пейзажей Шотландии. Очарование шотландской осени пленяет сердце и заставляет задуматься о прошлом; приходит пора, когда вопросы, заданные много лет назад, требуют настоятельного ответа… |
|
Пэтчетт, Энн. Голландский дом : роман / перевод с английского С. Кумыша. – Москва : Синдбад, 2022. – 317 с. – 16+. – ISBN 978-5-00131-231-4.
Действие «Голландского дома» охватывает пять десятилетий. Это мрачная сказка о людях, которые никак не могут справиться со своим прошлым. Можно было бы сказать, что это классическая семейная сага: несколько десятилетий, из прошлого в настоящее и обратно. Но это было бы слишком жалко. Пэтчетт не просто пишет роман о семье, в нем невероятная смысловая структура: она кольцует разные семьи и разные века, она берет классическую сказку и ее архетипы и помещает все это в нашу жизнь здесь и сейчас, а сверху – немного мистического и реальность. |
|
Сенкевич, Генрик. Семья Поланецких : роман / перевод с польского Н. Подольской. – Москва : Правда, 1990. – 605 с. : ил.
«Семья Поланецких» — социально-психологический роман польского писателя Генрика Сенкевича, написанный в 1893-1894 годах и впервые опубликованный в 1894 году. Автор обращается к теме отношений людей в браке, когда прослеживаются нарастание взаимной отчуждённости супругов, душевные страдания женщины, ощущающей себя собственностью мужа. Это произведение о том, как побеждают настоящая любовь и подлинные чувства, а читателям решать, правильно ли ведут себя влюблённые, чтобы не утратить и сохранить такое хрупкое семейное счастье. |
|
Стейнбек, Дж. Собрание сочинений : в 6 томах. Т. 5. На восток от Эдема / перевод с английского А. Михалева, О. Сороки, Г. Злобина. – Москва : Правда, 1989. – 688 с. : ил. – (Библиотека «Огонек»).
В романе «К востоку от Эдема» речь идёт о жизни двух семей – Трасков и Гамильтонов, и много внимания автор уделяет социальным и моральным вопросам бытия. Роман, который сам Стейнбек считал у себя лучшим.
|
|
Унсет, Сигрид. Кристин, дочь Лавранса : роман : в 2 т. / перевод с норвежского М. А. Дьяконова. – Москва : Дом, 1994. – (Семейный роман).
Т. 1: 512 с. ISBN 5-85201-199-1
Унсет, Сигрид. Кристин, дочь Лавранса : роман : в 2 т. / перевод с норвежского М. А. Дьяконова и др. – Москва : Дом, 1994. – (Семейный роман). Т. 2: 512 с. – ISBN 5-85201-201-7.
Сигрид Унсет – известная норвежская писательница и лауреат Нобелевской премии по литературе «за запоминающееся описание скандинавского средневековья». Ее главное произведение – историческая семейная сага «Кристин, дочь Лавранса», состоящая из трех книг: «Венец», «Хозяйка» и «Крест», опубликованных в 1920-1922-м годах. Марина Цветаева считала, что «Кристин, дочь Лавранса» – лучшее произведение, написанное о женской доле. |
|
Шоу, Ирвин. Богач, бедняк : роман / перевод с английского И. Басавиной. – Москва : АСТ, 2024. – 637, [2] с. – (Библиотека мировой классики). – 16+. – ISBN 978-5-17-160658-9.
Американская классика, время действия – 1920-е – 1960-е, прослеживаются судьбы двух братьев и сестры из рода Джордах. Кто и как справился с жизненными испытаниями, с богатством и с бедностью. Роман «Богач, бедняк» – захватывающая история о непростых судьбах троих детей Акселя Джордаха, чьи дороги расходятся после смерти отца. Руди, который был любимчиком в семье и школе, Том, задира и хулиган, которого родители не особо жаловали, и гордая красавица Гретхен пытаются обрести счастье. Их ждет непростой путь, полный лишений и преград. Для кого-то мечта становится ближе, а для кого-то достигнутый идеал теряет смысл, иллюзия рассеивается. Эта книга напоминает о том, что за счастье нужно не только бороться, но и суметь его разглядеть. Она до сих пор читается на одном дыхании. |
В заключение признаем, что, несмотря на быстрые изменения в мире, что остается неизменным для всех людей, так это семья, дружба и любовь. Это то, что делает нашу жизнь насыщенной и значимой, дает нам смысл и опору. Такие неизменные аспекты жизни создают реальное счастье и здоровье в наших сердцах и душах. Никакие технологии и переменные не могут заменить этот фундаментальный элемент жизни.
«Что вы можете сделать для укрепления мира во всем мире? Прийти домой и любить свою семью».
Мать Тереза, монахиня